Новые правила бухучета

Вступление в ВТО изменило правила ведения бухгалтерского учета

22 августа 2012 г. Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО), о чем официально заявил МИД России.

После того, как Россия вступила во Всемирную торговую организацию и после завершения внутренних ратификационных процедур в полном объеме вступили в силу правила ВТО. Многие уверены, что, когда в Россию придут транснациональные и небольшие иностранные бизнесы, российским компаниям потребуется быстро повышать свою конкурентоспособность. Так, например, для промышленных гигантов основными задачами станут модернизация мощностей и рост производительности. Для непроизводственных корпораций – повышение эффективности труда и снижение издержек. А для малого и среднего бизнеса кроме снижения издержек оптимально будет поставить акцент на выпуск инновационной продукции вкупе с ростом инвестиционной привлекательности.

Представляется, что наиболее очевидной задачей для среднего бизнеса станет привлечение иностранных инвестиций, а стартапы сосредоточатся на венчурных фондах. Но все это возможно только с началом перестройки бизнес-процессов по европейским стандартам, соответствия международным требованиям к прозрачности отчетности и эффективности затрат.

Так, например, для привлечения иностранных инвесторов и выхода на зарубежные рынки придется перейти на ведение бухгалтерской отчетности по МСФО. Ведение бухгалтерского учета придется переводить на совершенно другой и новый уровень, и как следствие может вырасти спрос на аутсорсинг бухучета, по причине того, что аутсорсинг может дать снижение рисков, связанных с некачественным ведением бухучета, и снижение прямых издержек на переподготовку персонала. В результате это даст повышение эффективности бизнеса в целом. Поэтому принятие нового закона было очевидным в рамках происходящих перемен в стране.

 

Новый Федеральный Закон «О бухгалтерском учете».

22 ноября 2011 года Госдумой был принят во втором и третьем чтении законопроект №385329-5 «О бухгалтерском учете». Новый Закон о бухгалтерском учете вступил в силу с 01 января 2013 года (ст. 32 законопроекта).

В соответствии п.3 ст.7 нового Федерального закона, руководитель организации (за исключением кредитной организации) обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Возможность заключения договора по ведению бухгалтерского учета для кредитных организаций не предусмотрена. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. И только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Новый ФЗ четко обозначил ранее отсутствовавшие требования, которым должны будут отвечать главные бухгалтера (или иные должностные лица, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета), таких требований несколько. В соответствии с п.4 ст.7 нового ФЗ, главный бухгалтер (или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета) вышеперечисленных организаций должен:

- иметь высшее профессиональное образование;

- иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

- не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Вышеуказанным требованиям так же должны соответствовать физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юридические лица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям (п.6 ст.7 нового ФЗ). Главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком РФ (п.7 ст.7 нового ФЗ).

Согласно новому ФЗ, разработкой и утверждением федеральных стандартов будут заниматься государственные органы регулирования и субъекты негосударственного регулирования. Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ (п.1 ст.22 нового ФЗ).

Согласно п.2 ст.22, регулирование бухгалтерского учета в РФ могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской отчетности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета (далее - субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета).

Таким образом, с принятием нового ФЗ «О бухгалтерском учете», любой профессионал, желающий повлиять на стандартизацию бухгалтерского учета, получит возможность проявить себя и внести свой вклад в разработку федеральных стандартов учета.